Премия Рунета-2020
Киров
+8°
Boom metrics
Общество23 июня 2012 22:00

Kонфликт в вятской глубинке. Снова Сагра?

На вооруженных дагестанцев деревенские шли с палками
Источник:kp.ru
Полицейские заявляют, что конфликт был не вооруженный, но на фотографиях хорошо видно, что драчуны были с оружием.

Полицейские заявляют, что конфликт был не вооруженный, но на фотографиях хорошо видно, что драчуны были с оружием.

Кавказцы съезжались на подмогу со всей области

В Демьяново мы приехали поздно вечером. Поселок — самый обычный — двух- и пяти- этажки перетекают к окраинам в чисто деревенские пейзажи. Почему именно здесь 22 июня произошел потрясший всю страну конфликт между дагестанцами и коренными местными? Дошло даже до стрельбы.

Версии

Деревенские твердят, что все началось еще 20 июня в местном кафе «Кристалл». Одной из здешних лесопилок владеет дагестанец Нух Абдулаевич. Его племянник и подрался с местным жителем. Точнее, он сцепился с толпой местных еще в кафе, но, когда вышли разбираться на улицу - дрались уже один на один. Дагестанца сильно избили. Договорились встретиться на следующий день - выяснить отношения окончательно.

Назавтра, 21 июня, на «стрелку» пришли уже две толпы - дагестанская и местная. Разговор завершился без кулаков и выстрелов - угрозами с обеих сторон. Свою версию событий привел некто под ником MikailMikailov на интернет-форуме «Сообщество кавказской молодежи»:

«Вчера ночью ко мне позвонил мой студенческий друг из Махачкалы и рассказал, что в окруженной местными жителями лесобазе находился и его младший брат Ризван Абдусаламов. Я связался с ним. И вот, что узнал. В баре, принадлежащем дагестанцу, 20 июня дежурил 18-летний сын владельца. В 22.00 заведение закрылось, и он один остался на работе. После подъезжают «под настроением» местные парни и требуют немедленно открыть бар. Парень пытался успокоить, а те принялись осквернять религиозные ценности дагестанца. Парень вышел, один на один и попытался разобраться с обидчиком...»

22 июня из Сыктывкара прикатили около 40 земляков предпринимателя, чтобы разобраться с обидчиками. К лесобазе уже подтянулись от 50 до 100 местных парней, в руках - что под руку подвернулось. У дагестанцев же, занявших оборону, судя по видео и фото с места, имелось травматическое и охотничье оружие.

Туда же прибыли полицейские. В какой-то момент толпа попыталась прорвать оцепление. Началась драка. Местный участковый и инспектор ГИБДД стали палить в воздух из автоматов. Всего выстрелили 17 раз. Только после этого стороны разошлись. Как потом напишут в официальном релизе УВД: полиция предотвратила массовые беспорядки.

Медики отрицают, что кто-то пострадал от пуль. Однако в Интернете появились сообщения о том, что пострадавшие все же были. Юрист Ян Чеботарев говорит о четырех раненых. Даже назывались фамилии. В некоего Сергея Сорокина вроде как дважды попали из травматического пистолета - в плечо и в голень. Он обратился в больницу.

На это губернатор области Никита Белых в своем твиттере ответил:

- Он обратился с ссадиной, которая была обработана на месте. Сам сказал, что от травморужия. Медики сомневаются. Будет проверка.

А в ночь с 22 на 23 июня кто-то спалил тот самый кафе-бар, где и начался конфликт. Деревянное здание 10х15 метров сгорело полностью.

После драки к поселку стали стягиваться новые машины и автобусы с дагестанцами из разных уголков области и из-за ее пределов. Полицейские их задерживали на подступах.

- В субботу мы остановили две «газели» с дагестанцами. Вели себя спокойно, но и поворачивать обратно не хотели. Видимо, ждали от кого-то указаний. Мы вели с ними переговоры, убеждали, что их друзья в безопасности. Они соглашались, курили, но не уезжали, - рассказал нам на условиях анонимности один из полицейских, срочно переброшенных из Кирова.

Сейчас все официальные органы — и власти, и УВД — утверждают, что ситуация в поселке спокойная. Однако напряжение чувствуется везде. Повсюду — патрули, некоторые объекты, по сути оцеплены. На автодорогах и на въезде в Демьяново выставлены дополнительные посты полиции. Проверяют всех, кто владеет любым оружием, даже травматическим. Начальник УМВД области генерал-майор Виктор Поголов провел в Демьяново совещание со здешней общественностью.

Губернатор Никита Белых на расстоянии (он находился в выходные в Санкт-Петербурге) создал оперативный штаб. Один из зачинщиков в СИЗО, еще четверо находятся в розыске. Уголовных дел - уже четыре.

Пьяный комендантский час

В поселке объявили комендантский час. Но попавшиеся нам местные об этом почему-то не подозревали. А у школы я и вовсе увидел толпу - прямо посреди ночи. Многие для храбрости уже хорошо приняли самогона, поскольку продажу водки в поселке запретили сразу после громких событий. На ступеньках соседнего магазина «Меркурий», также нарушая комендантский час, в окружении людей стоял замгубернатора области Александр Галицких и тревожно взывал:

- Мы приехали для того, чтобы спросить у вас, что произошло. Потому что Интернет уже оброс слухами, ему верить нельзя...

- Это вам верить нельзя, за сколько вас купили? – донеслось из толпы пьяное возмущение. – Почему задержали только наших, а дагестанцев на пилораме охраняют? Это они стрелять начали, а не мы! Подмяли под себя весь поселок, житья не дают...

Поняв, что здесь разговора не получится, Александр Галицких удалился в здание местной администрации. Здесь он провел совещание с трезвыми местными жителями, активистами поселка - всех национальностей. Полтора часа деревенские - и славяне, и кавказцы - на повышенных тонах пытались разобраться, что произошло. В 00.23 на ступеньки администрации вышел раскрасневшийся, нервный и измотанный глава администрации Демьяновского сельского поселения Александр Третьяков.

- Русский, которого, как вы говорите арестовали, всего лишь задержали на 48 часов для выяснения обстоятельств, - пытался он объяснить. – Его отпустят через указанное время.

В понедельник к нам в Демьяново приедет московская комиссия, семь человек все с погонами не ниже полковничьих. Они будут тут жить, заниматься тем, что произошло, жить, отвечать на ваши вопросы целую неделю. Власть обещает объективность в расследовании, потому что за конфликтом следят уже все структуры...

И увел замгубернатора ночевать сквозь недовольную толпу, чтобы уже в 9 утра показать ему поселок.

«Семь лет мы жили мирно!»

Почему еще одним центром напряжения между русскими и выходцами с Северного Кавказа вновь стал небольшой поселок в российской глубинке? Конфликт вышел такой, что потребовалось вмешательство ОМОНа. Полицейских туда везли машинами со всех уголков Кировской области. К вечеру субботы в Демьяново, где живет около 6 тысяч человек, их было уже 170, и полицейские машины постоянно прибывали. Это при том, что от Демьяново до областного центра - больше трехсот километров, и прямой автодороги с Кировом нет. Если нужно в областную больницу, местные добираются окольными путями, через соседние районы. Поезд ходит раз в двое суток. Вокруг - тайга, медведи попадаются.

Дагестанцы появились в Демьяново семь лет назад. Они и раньше приезжали в этот северный район за лесом, но потом поняли, что доски у местных покупать дороже, чем делать их самим. Тогда самый предприимчивый из заезжих, Нух Абдулаевич открыл первую пилораму и принял на работу своих племянников и братьев. Работа закипела. Лес пилили, доски продавали, выручка росла. Местные власти пришлых бизнесменов поддержали - как-никак налогоплательщики. К тому же новые рабочие места в поселке появились. Делить с местными вроде было нечего, жили мирно. До 15 часов 22 июня.

- По данным паспортного стола в Подосиновском районе северокавказские гости - в основном работники, а не предприниматели. Деловых дагестанцев тут меньше десятка, - рассказал местный житель, журналист Николай Мальцев. – Да, за несколько лет в районе выросло боле 60 лесопилок. Но слова местных жителей, что «даги» под себя подмяли весь район, - преувеличение. Никогда у нас вооруженных драк не было. Бывало, что звали кавказские парни наших девчонок в машину - покататься, отдохнуть, но это дело молодое. Русские так же поступают! Просто горцы красивее ухаживают, тратят деньги, девушкам это нравится. Но ни разу не было изнасилований или чего-то подобного. Вообще не понятно, почему вдруг обычная драка между молодыми переросла в такой масштабный конфликт...

Версия кавказских гостей...

Хозяин пилорамы, на которой все произошло, сейчас доказывает, что защищал свою семью:

- Я сам давно не живу в Демьяново, в Сыктывкар перебрался, но у меня там жена и сын, я очень хорошо относился к местным жителям, - горячась и размахивая руками, объясняет Нух Абдулаевич. - А тут звонит мне Дима Бестужев, раньше работал начальником уголовного розыска, и говорит:

«Извини, что такая ситуация получилась. Твоего племянника избили в кафе, надо что-то делать и решать».

Я ответил, что из Сыктывкара разбираться не поеду, решайте вопрос сами. Ну подрались и подрались, пускай руки пожмут друг другу и все останется на своих местах. Я не хочу перед народом позориться. Но тут племянник звонит: «Народ с дубинами и палками собирается. Будет разбираться с нами». Я сказал: «Сидите на пилораме, никуда не выходите. И семьи ваши, чтоб тоже на улицу не совались!».

Дальше Дима Петухов трубку не берет. В 23.00 звоню помощнику прокурора Петухову, прошу: «Позвоните, пожалуйста, начальнику полиции, чтобы разобрался или трубку взял». Мне ответили, что «я ничего не знаю, звонить никому не буду». Что мне делать было? Взял с собой родственников, 12 человек, покатили в Демьяново. Приехали, легли спать - устали очень в пути. Утром, то есть после обеда, хотели выйти поговорить с народом, чтобы все мирно решить. А вместо этого мне племянник говорит, что у ворот пилорамы стоят люди с палками. Я подъехал туда, там уже полиция бежит и говорит, что в обход люди пошли, на вас нападать будут, бегите отсюда. Я спросил: «Вы не в силах остановить их?" Мне ответили: «Нет». Говорю - тогда мы остановим. Сказал своим брать все, что есть и бежать к пилораме. Сам взял ружье - я же не хотел умирать тогда! Вскочил на бревна и увидел, что 200 человек на нас прет. Выстрелил в воздух, половина убежала. Пьяные парни столкнулись с нашими. Мы им отпор дали, отбросили их. В этот момент наша доблестная полиция между нами встала, отгородила.

«Попросят уехать отсюда - уеду»

Изложил все это Нух Абдулаевич несколько путано: хотели поговорить утром после обеда, легли спать, но при этом взяли оружие и оказались на лесопилке... Деревенские же, которые с дубинами ломанулись на пришлых, на наш вопрос - зачем пошли? - отвечали: «Они тут все захватили! Житья от них нет! Пусть убираются!». Но когда мы попросили рассказать, что значит «нас подмяли под себя и ущемляют», никто ничего толком объяснить не смог. Не смогли назвать ни одной обиды.

- Да если хоть один ко мне подойдет и в глаза скажет «убирайся отсюда, ты нам здесь не нужен» - брошу все и уеду, - сверкает на меня глазами Нух. - Но где они работать будут без меня?

На пилораме у дагестанца 70% - это местные работники. Нехотя признаются мне, что платят им вовремя, в отличие от соседних лесопилок, где у владельцев русские фамилии - те заработок задерживают по полгода.